Espada:
Философия науки исследует природу научного знания, методы науки, критерии научности, структуру теорий и их связь с реальностью. Вот основные направления, которые сформировались в XX–XXI веках:
Венский кружок хотел выкинуть метафизику, но сам не заметил, как верификационизм у него получился... метафизикой.
Принцип верификации (что осмысленно только то, что можно проверить опытом) оказался сам непроверяемым. На практике оказалось, что наука сложнее и менее формализуема, чем они думали. В итоге логический позитивизм почти исчез как движение.
Поппер потребовал фальсифицируемости, но промолчал, что базовые представления (время, причинность, наблюдатель) фальсифицировать нельзя. Они принимаются на веру. В реальности эксперимент всегда связан с кучей допущений. Если опыт «противоречит теории» — мы не знаем, виновата ли теория или что-то другое:
«Теория проверяется в комплекте с фоном, и нельзя указать, что именно сломалось.» Да и учёные не такие рациональные, как хочет Поппер (то что показал товарищ Кун). Некоторые полезные научные утверждения сложно фальсифицировать. Некоторые нефальсифицируемые идеи могут быть методологически плодотворными. Бывают многоуровневые теории, в которых одна часть фальсифицируема, другая — нет, и всё сложно. Да и
сам фальсификационизм — нефальсифицируемКун показал, что наука — не линейное накопление истины, а смена парадигм, где каждая последующая кажется «очевидной» ровно до следующего сдвига.
Как религия, только с белыми халатами. Он показал, что научная истина — вещь историческая и контекстная. Нет вечных истин — есть парадигмы, которые работают «сейчас». И учёные — не сверхразумные логики (за что я их кстати и х*есосю). В реальности они следуют «моде», консенсусу и иногда отказываются замечать аномалии годами. Правда сам
Кун использовал слово «парадигма» в десятках разных значений, это на тему строгости языка) Кун сам признал, что «парадигма» — слишком скользкий термин.
----
Короче, вот мы стоим сейчас в 21 веке, на руинах «реализма», с остатками научного метода в руках,
— и верим, что «вчера» было,
— и что «материя» есть,
— и что наука объективна,
хотя всё это — не проверяемо, не фальсифицируемо и удобно только потому, что привычно.
А когда кто-то приходит и говорит:
«А что если вся эта эпистема — просто когнитивный конструктив, адаптированный к биовыживанию?», то его называют мистиком, идиотом или «постмодернистом».
Вот тебе и «адептусы механикуса»:
«Сие утверждение не фальсифицируемо. Предай анатеме.»
Наука не плоха.
Но «научизм» — это «религия» 21 века.