Espada:
Осмысленны только утверждения, проверяемые эмпирически.
Оригинал Мощная затравочка. Готовь вазелин.Возьмём твоё утверждение: «осмысленно только то, что можно эмпирически проверить».
А оно само эмпирически проверяемо?
Не особо. Это скорее мета-утверждение. А значит, по собственной логике — неосмысленно.
Мы не сможем доказать «базовые» утверждения, на основе которых делаются утверждения, которые проверяемы эмпирчиески.
Ну ладно, допустим мы расслабились и поверили эмпиризму. Но...
Почему мы вообще доверяем эксперименту?
Например, почему мы вообще должны верить эксперименту?
Что если мир — матрица?
Или что если
мир был создан в прошлый четверг, но со всеми фальшивыми воспоминаниями, следами, и научными данными?Ты скажешь: «ну, это маловероятно».
Ага. Маловероятно — по какой шкале? Кто утвердил аксиоматику вероятностей, к которой ты апеллируешь?
В сущности, ты веришь во «вчера».
Веришь, что атомы были на месте, когда ты моргал.
Веришь, что время линейно.
И отказываешь в праве на веру тем, кто выбрал другую мифологию.
Эти утверждения про время не являются строгими доказательствами. А вбросы по типу «мир появился в прошлый четверг» указывают на то, что мы просто доверяем концепции времени без всяких на то оснований. Кто-то вот хочет доверять прошлому четвергизму.
А ведь
прошлочетвергизм — нефальсифицируемая теория.Собственно, именно поэтому её и бросают как вызов: чтобы показать, что и
стандартные представления о времени — такие же нефальсифицируемые конструкции, просто мы к ним привыкли. Они интуитивны, «удобны», встроены в наш опыт. Но
удобство и привычность — это не критерий истины, верно?
Так что выходит... ты не отвергаешь нефальсифицируемые теории.
Ты просто веришь в более уютные.
ММММ, чем же это попахивает... Хм... очередная
религия, если трактовать «религию» более широко, скорее как паттерн мировоззрения.