Кстати, я нигде не придерживался мифа по типу «Я почувствовал -> значит так и есть -> следовательно, истина».
Тут как раз работает от обратного:
- Жил был, ощущал мир как обычный человек, что есть вот некое постоянное внутреннее «Я», эгоцентричное восприятие мира, «внешняя реальность».
- Потому х**к — случился мистический опыт. Суть не важно, какой именно: общение с Богом, Высшим Я, с духом умершего, с тульпой, в астрал вышел. Главное, что в голове есть что-то ещё помимо собственных мыслей, как будто кто-то ещё есть (один из вариантом такого опыта), так или иначе полученный опыт похож на «реальный».
И вот тут возникает развилка:
— Или »это правда« и тогда -> Бог существует\Высшее Я это истина\Есть загробный мир и т.д.
— Или поставить под сомнение данный опыт. Но вместе с ним попадает под сомнение и обычный опыт нормального состояния сознания, так как разница между тем же общение с реальными людьми и »духами« не отличается особо в плане чувства »реальности« происходящего.
Если мы ставим под сомнение мистический опыт, то это тянет за собой и »обычный« повседневный опыт с тем же внутренним Я. Он тоже начинает выглядеть сомнительно, как разновидность популярного массового заблуждения.
Потому что если разбираться в ситуации, критически относиться к мистическому опыту, то из его »нереальности« следует не только отсутствие всяких духов, Богов и т.д., но и отсутствие того, кто с ними взаимодействовал.
Т.е. происходит обнаружение »не первичности« самого себя, что изначально интуитивно было наоборот что в мистическом опыте, что в повседневном.
Еще пример, это путешествия в астрале. По сути это просто индицирование у себя осознанного сна.
И в первый момент может показаться, словно ты реально прошелся по своей реальной комнате, рассинхрон начинается не сразу.
И вот из этого снова можно сделать два разных вывода:
— Астрал существует, потому что ощущения слишком реалистичные
— Нет не только астрала как чего-то настоящего, но и »внешней реальности« к которой привык в повседневности. Потому что Астрал выглядит »реалистично« потому, что мозг реконструирует реальность точно так же, как и в бодрствовании. Просто он это делает сугубо по воспоминаниям, по внутренней кухне, не опираясь на »инфу из вне«.
И отличить это может быть трудно, потому что нет на самом деле критерия »реальности« данного чисто в ощущениях. Но при этом задним числом мы привыкли опираться на ощущения и лепить из них »истину«.
Ведь не будь у человека того же ощущения »себя«, скольких вопросов в той же философии просто бы даже не появилось никогда.
В и этом смысле противоположный »обычному состоянию« опыт, или опыт который заставляет усомниться в абсолютной реальности »обычного опыта« позволяют некоторые вопросы, которые вполне можно назвать философскими, решить более быстро, назовем это так.