mech:
— Таким образом: отрицание объекта Х включает в себя объект Х
И именно поэтому атеист, который говорит что «души — нет», тоже оперирует понятием души, что выражается в его поведении. Например в виде страха смерти. Поведение атеиста в быту, касательно себя, не отличается обычно от поведения верующего человека, потому что их различие чисто внешнее — на словах. А внутри они оба используют это «представление» или «понятие» о душе, на интуитивном уровне. И именно это представление влияет на их поведение, влияет на образ их мысли, на их решения, на восприятие реальности.
Т.е. настоящих атеистов по сути почти не существует. В основном люди до конца эту мысль не доводят и тупо просто себя ассоциируют с неким сообществом атеистов, но по факту такими не являются.
ОригиналХотел бы ещё дополнить.
У атеистов даже есть идея о «спасении души», просто поменялась обертка. Они обычно не задаются вопросом, «что именно» они решили там спасти и увековечить. Зато сразу с порога начинают мечтать и рассуждать об биологическом бессмертии, или об переносе сознания в машину.
Было б что переносить... В общем, нет атеистов на самом деле. Это обычно те же «верующие», просто с другой «базой». Но принципы те же — есть «душа» (теперь это Эго, личность, но свойства такие же как у души). Есть идея о спасении (но теперь не через рай, нирвану, реинкарнацию, а через бессмертие или перенос сознания в машину).
Моя позиция более радикальная -
спасать внутри нас некого. Потому что нет никакой «постоянной во времени личности».
То что мы называем «личностью», это просто акт ментальной активности, голограмма, которая существует долю секунды, пока не появится новый ментальный акт. А «непрерывность» существования — это то что кажется, благодаря воспоминаниям. Но не то что есть на самом деле.
И поэтому спасать некого. В каком-то смысле мы уже умирали много раз, не умирая биологически. Например, лег поспать и все. Ты исчез на время. И даже просто когда бодрствуешь, то происходит по сути «смена» множества разных состояний ментальной активности, каждый такой акт активности не похож на предыдущий. Буквально это не одно и то же. Но мы можем испытать иллюзию, что есть некая «непрерывность себя» во времени, просто за счет того, что когда мы об этом подумаем, не важно специально или самопроизвольно, то поднимается пласт воспоминаний, где мы видим всё тот же образ «себя». Происходит ассоциация с ним, якобы «Я» это вот этот вот «объект восприятия». И так как каждый миг ты видишь этот объект, и за счет сравнения с воспоминанием знаешь, что он не изменился, то вот и кажется, что «я — это то, что не меняется». Так и появляется идея о «душе», как носителе индивидуальности.